Для вас everglass керамика со скидками, в любое время.
Статья
позаимствована с сервера
Автомобиль
потерял управление на повороте
и покинул трассу
|
-
-
-
- "На ралли в
Монте-Карло в 1968г. я
пережил страшные минуты.
Было скользко. Хотел
обогнать автобус.
Неожиданно на встречной
полосе появился грузовик.
На спидометре - 140 км/ч.
Обгон завершить не
успеваю! Торможу.
Ежесекундно возникает
блокировка колес. Применяю
торможение импульсами.
Перед самым ударом с
грузовиком отпускаю
тормоз и успеваю нырнуть
вправо за ушедший вперед
автобус. Спасся!"
- Из
воспоминаний известного
польского автогонщика
Собеслава Засады
|
Автомобиль
с АБС послушен в управлении и
следует по трассе
|
- Антиблокировочная
система тормозов (АБС), как
и противобуксовочная
система (ПБС), "пришли"
в Россию вместе с
иномарками. За рубежом эти
необходимые устройства
давно входят в перечень
стандартного
оборудования, а наши
автозаводы пока проводят
эксперименты...
|
АБС
предназначена для того, чтобы вне
зависимости от условий торможения
обеспечивать оптимальное
сочетание устойчивости и тормозной
эффективности автомобиля. Другими
словами, система не допускает
блокировки (или "юза") колес,
при которой не только
увеличивается тормозной путь и
теряется управление автомобилем,
но и возникает опасность
"вылета" в кювет со всеми
вытекающими отсюда последствиями.
На скользком участке дороги при
экстренной остановке не многие
водители вспоминают о приеме
импульсного торможения, о котором в
свое время они узнали в автошколе. К
тому же, прием этот требует
определенного навыка: ведь
отпускать педаль тормоза нужно на
самой границе начала блокировки
колес, а граница эта зависит от
множества факторов... Решить эти
проблемы за водителя и призвана
АБС, давно применявшаяся на
железнодорожном транспорте и в
авиации.
Первые попытки
переноса авиационной АБС на
автомобиль делались еще в 50-х годах.
Они не увенчались успехом из-за
различий в условиях торможения
самолета и автомобиля. Дело в том,
что диапазон изменения
коэффициента сцепления на
взлетно-посадочной полосе
аэродрома значительно уже,
качество покрытия можно оценить
заблаговременно и установить
нужный уровень регулирования
давления в тормозной системе
самолета. По аналогичной причине не
подошли и железнодорожные АБС.К
концу 60-х развитие электроники
позволило решить проблему. В 1969г.
появился легковой автомобиль
"Ford" с АБС. Вслед за ним
последовали модели "Mercedes-Benz",
"BMW", "GM", "Chrysler", в
которых АБС предлагали за
дополнительную плату. Постепенно
новая система, по мере налаживания
ее производсва крупнейшими
специализированными фирмами, стала
более дешевой, и это открыло ей
дорогу для установки на массовые
недорогие модели, такие, как,
например, "Fiat Uno".
|
1 - сухой
асфальт; 2 - мокрый
бетон;
3 - мокрая брусчатка;
4 - укатанный снег;
5 - значения (y) на сухом
асфальте |
График
изменения
коэффициентов
сцепления колеса с
дорогой в продольном
(x) и поперечном (y)
направлениях в
зависимости от его
относительного
проскальзывания (в %)
при разных дорожных
условиях. |
|
-
- В основе работы АБС
лежит принцип оптимального
соотношения между
коэффициентом сцепления
колеса с дорогой и его
относительным
проскальзыванием на оси. При
относительном проскальзывании
15-30 % отмечается "пик"
коэффициента сцепления, после
чего он начинает падать. Именно
это значение проскальзывания
обеспечивает одновременно и
максимальную эффективность и
достаточную безопасность
торможения. Сказанное
иллюстрирует график
зависимости коэффициента
сцепления колес jх от степени
их проскальзывания в
процентах. (Коэффициент
сцепления jх равен отношению
горизонтальной реакции дороги
(X) к вертикальной нагрузке (Z),
приходящейся на колесо в точке
контакта, т. е. jх=X/Z).
Естественно, сцепление колес
зависит и от состояния дороги,
и от характеристик шин. Важно
отметить, что сопротивление
колеса боковым воздействиям
уменьшается сразу же после
начала проскальзывания. Именно
поэтому автомобиль так легко
входит в занос, теряя курсовую
устойчивость. Причиной заноса
может стать любая едва
заметная неровность дороги или
легкая асинхронность
срабатывания тормозов по
правому и левому бортам машины.
- Границу
противостояния боковым силам
определяет коэффициент
сцепления в поперечном
направлении jy, величина
которого также зависит от
состояния дороги и типа шин
(jy=Y/Z, где Y - поперечная реакция
дороги при воздействии боковых
сил). Таким образом АБС должна
при значениях jх, близких к
максимальным, обеспечивать
достаточную величину
коэффициента jy,
"отвечающего" за боковую
устойчивость машины.Водителю,
сколь угодно опытному,
практически невозможно
конкурировать с АБС, которая
решает свою задачу с помощью
автоматики.
-
|
1 -
электрический кабель;
2 - постоянный магнит;
3 - корпус;
4 - обмотка;
5 - сердечник;
6 - зубчатый диск. |
Датчик
угловой скорости
колеса в разрезе. |
|
-
- Все современные АБС
содержат три основных узла:
датчики угловой скорости
колес, электронный блок
обработки данных и управления,
подающий команды, и
собственнно исполнительный
механизм - модулятор давления
тормозной жидкости. А теперь
рассмотрим, как работает АБС.
- Индуктивно-частотный
датчик установлен на ступичном
узле колеса так, что рядом с ним
с минимальным зазором
вращается зубчатый ротор, или
перфорированное кольцо,
закрепленное на тормозном
барабане. Датчик представляет
собой катушку индуктивности, в
которой наводится
электрический ток, частота
которого пропорциональна
угловой скорости вращения
колеса, количеству зубцов или
просечек ротора. Обработку
сигнала ведет электронный
"мозг" системы,
отслеживая, в свою очередь,
моменты блокировки колес. От
"мозга" исходят команды
модуляторам на изменение
давления в тормозной
магистрали автомобиля.
Модуляторы содержат, как
правило, два электромагнитных
клапана. Назначение первого -
перекрыть доступ жидкости в
магистраль, соединяющую
главный тормозной цилиндр с
рабочим (колесным). Второй
клапан при избыточном давлении
открывает доступ жидкости в
резервуар гидроаккумулятора.
Важнейшая характеристика
модуляторов - частота цикла.
Обычно она в пределах 4-17 Гц.
-
|
Схемы установки
элементов АБС на
автомобилях
(квадратик) -
модулятор;
(перечеркнутый
квадратик) - канал
блока управления;
(кружок) - датчик. |
|
Известны
различные варианты установки
элементов АБС на автомобилях.
На схеме а показана самая
эффективная и дорогая система
с индивидуальным
регулированием давления на
каждом колесе. В этом случае
количество датчиков угловой
скорости, модуляторов давления
и каналов управления в блоке
равно числу колес. Упрощенная
схема б содержит лишь два
колесных датчика, один общий
модулятор и один канал
управления, а схема в
представляет более
распространенную систему, с
датчиками на каждом колесе,
двумя модуляторами и двумя
каналами управления. Схема г -
трехканальная с четырьмя
датчиками угловой скорости.
Три модулятора работают по
трем каналам, производя
индивидуальную регулировку
давления тормозной жидкости
передних колес и задней оси.
Познакомимся
подробнее с АБС немецкой фирмы
"Bosch" - мирового лидера в
производстве таких систем,
первой освоившей их серийное
производство. Размещение
основных узлов АБС серии 2S
представлено на рисунке
ниже.Регулировка происходит по
трем каналам, соответственно
модулятор оснащен тремя
электроклапанами. Он
располагается рядом с главным
тормозным цилиндром и выполнен
в виде отдельного блока.
Расположение
на автомобиле
элементов АБС
фирмы "Bosch" серии
2S. |
|
1 -
датчики угловой
скорости;
2 - колесные тормозные
цилиндры;
3 - модулятор;
4 - главный тормозной
цилиндр;
5 - электронный блок
управления;
6 - индикаторная лампа
на приборном щитке. |
|
- Система "Bosch"
модели 2S работает в режиме так
называемого трехфазного цикла
по принципу обратного
нагнетания. При обычном
торможении без блокировки
электроклапан соединяет
колесный тормозной цилиндр с
главным цилиндром, и тормозная
система работает так, как если
бы и не было антиблокировочной
системы. При блокировке
электронный блок управления
посылает сигнал в виде
электрического тока на
соленоид электроклапана.
Сердечник начинает продольное
перемещение и торцевым
клапаном перекрывает
магистраль, одновременно
открывая путь сливу тормозной
жидкости из тормозной системы
в специальную демпфирующую
камеру. (Впоследствии насос
перегонит ее снова в резервуар
главного тормозного цилиндра).
Это приводит к уменьшению
давления в магистрали. Затем
следует фаза выдержки, когда
электроклапан разъединяет все
магистрали системы перед фазой
повышения давления, которая
наступает тогда, когда
электроклапан переводится в
первоначальное положение,
закрывает сливное отверстие, и
давление тормозной жидкости
снова увеличивается. Ниже
представлены устройство
электроклапана и схема работы
модулятора по трехфазному
циклу.Преимущество
рассмотренной АБС -
возможность использования
трехпозиционных
электроклапанов вместо шести
двухпозиционных,
применявшихся ранее.
Дальнейшим шагом на пути
развития АБС явилось
объединение главного
тормозного цилиндра вместе с
усилителем и модулятором в
единый блок, т.е. создание
интегрированной
антиблокировочной системы,
сборка которой на конвейере
стала намного проще. Примером
подобной АБС может служить
система, показанная ниже. В
настоящее время развитие АБС
идет по двум диаметрально
противоположным направлениям.
Для автомобилей высокого
класса создаются наиболее
эффективные интегрированные
четырехканальные АБС, а для
массовых дешевых моделей
ведется разработка упрощенных
вариантов, встраиваемых в
серийные тормозные системы в
качестве дополнительного
оборудования. АБС перевернула
представление об уровне
безопасности движения. Сегодня
эта система входит в список
дополнительного оборудования
практически каждой новой
модели. Во всех развитых
странах большинство
автомобилистов убеждены:
экономить на АБС нельзя. Не за
горами и обязательное
применение АБС. На сегодняшний
день международные и
национальные требования (в
частности, Директива 71/320 ЕЭС и
приложение 13 к Правилам 13 ЕЭК
ООН) предусматривают
обязательное наличие АБС
только на грузовых автомобилях
общей массой более 16 т,
прицепах и полуприцепах полной
массой более 10 т и
международных автобусах
полной массой свыше 12 т,
поскольку последствия аварий
этих транспортных средств
могут быть самыми
трагическими.
Схема
работы
трехпозиционного
электроклапана
модулятора АБС фирмы
"Bosch" серии 2S |
|
- 1 -
- датчик
угловой скорости;
- 2 -
- колесный
тормозной
цилиндр;
- 3 -
- модулятор;
- 3a -
- соленоидный
клапан;
- 3b -
- аккумуляторная
емкость;
- 3c -
- возвратный
насос;
- 4 -
- главный
тормозной
цилиндр;
- 5 -
- электронный
блок управления;
- a -
- обычное
торможение:
давление
тормозной
жидкости
увеличивается,
тормозная
жидкость
поступает к
колесным
цилиндрам,
соленоидный
клапан обесточен;
- b -
- фаза
выдержки:
давление
постоянно, на
клапан подан ток с
блока управления,
жидкость к
колесным
цилиндрам не
поступает;
- c -
- "фаза
слива" под
действием еще
большей величины
тока, подаваемого
на соленоидный
клапан: давление в
колесных
цилиндрах падает.
|
|
Схема АБС
фирмы "Teves" с
интегрированным узлом
управления |
|
A -
элементы системы на
передних колесах;
B - элементы системы на
задних колесах;
C - интегрированный
блок управления; |
|
- Хочется надеяться, что
антиблокировочная система и
для российских автомобилистов
станет такой же необходимой
"новой реальностью", как
уже привычные ремни
безопасности.
Что дает АБС?
|
- АБС в любых
условиях торможения
обеспечивает
автомобилю сохранение
курсовой
устойчивости. Это
позволяет не только
легко удерживать
автомобиль на прямой,
но и спокойно объехать
препятствие, а при
торможении на
повороте избежать
заноса.
- Наиболее
совершенные и дорогие
АБС улучшают
эффективность
торможения
автомобиля.
- В случае
отказа АБС водитель
информируется
световым индикатором
на приборном щитке.
АБС не препятствует
работе обычной
тормозной системы.
- Работа АБС не
ухудшает
комфортабельность
автомобиля. Изменение
тормозных сил на
колесах не приводит к
неприятным для
пассажиров толчкам.
- АБС не
усложняет техническое
обслуживание
автомобиля, не требует
от водителя особых
навыков управления,
при этом стоимость
автомобиля
существенно не
повышается.
- АБС
способствует
увеличению срока
службы шин.
|
"Новости
авторынка"